Техническое заключение по случаю проезда запрещающего показания маневрового светофора М-251, допущенного 11.06.2012 года на станции Агрыз Ижевского региона Горьковской железной дороги.
11 июня 2012 года в 13 часов 46 минут на станции Агрыз Ижевского региона Горьковской железной дороги при производстве маневровых передвижений локомотива серии BJI-80c № 734, приписки ТЧЭ-Лянгасово, оборудованного приборами безопасности АЛСН, ЗСЛ-2М, КОН, КЛУБ, С АУТ под управлением локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Агрыз в составе машиниста Балуева А.И. (1984 года рождения, в должности с 04.07.2008 г., третий класс квалификации, вторая группа профотбора), и помощника машиниста Дюкина М.Т. (1987 г.р., в должности с 25.05.2011г. без прав управления, вторая группа профотбора) из парка «Т» (Восточный парк) в парк «Б» (Центральный парк) допущен проезд маневрового светофора М 251 с запрещающим показанием при скорости 10-15 км/ч согласно объяснения машиниста (скоростемерная лента и файл РПС САУТ отсутствуют) с последующим сходом на стрелочном переводе № 225 первой по ходу движения колесной парой первой тележки секции № 1. Движение поездов по станции не прерывалось.
Для определения причины проезда запрещающего маневрового сигнала М251 проанализированы режим управления локомотивом, соблюдение регламента переговоров между локомотивной бригадой и дежурными по станции, проверено техническое состояние локомотива ВЛ80С№ 734 (приписки ТЧЭ-Лянгасово), изучена необходимая техническая документация.
Установлено, что электровоз ВЛ80С№ 734 эксплуатируется в технически исправном состоянии, приборы безопасности опломбированы. На момент проезда электровоз имел следующие пробеги от постройки: 4047,45 тыс. км, КР - 1520,15 тыс. км., CP - 765,1 тыс. км., ТР-3 - 379,65 тыс. км., ТР-2 - 168,18 тыс. км., ТР-1 - 24912 км, последнее ТО-2 проведено 10.06.2012 в 07 час 14 мин на ПТОЛ Вековка ТЧР-Муром Восточный.
В ходе расследования установлено, что локомотивная бригада в составе машиниста Балуева А.И. и помощника машиниста Дюкина М.Т. 12ч. 39 мин. с поездом № 2718 (индекс 25000562549 назначением Агрыз) прибыла на 56 путь парка «А»(парк приема) в расформирование. После отцепки от состава поезда с 56 пути парка приема локомотив ВЛ-80с № 734 по 70-му пути парка «4 км» переставлялся через 5 соединительный путь на 7 занятый путь парка «Т». Из объяснения машиниста Балуева А.И. во время стоянки на 5 соединительном пути у сигнала М 4 в 13 часов 31 минуту в нарушение пункта 3.2 инструкции ЦТ- 613 от 17.11.1998г. им была снята скоростемерная лента и САУТ отключен тумблером общего питания. В 13ч. 38 мин. на 7 пути парка «Т» машинист Балуев А.И. доложил ДСП Даниловой Т.В. об окончании режима работы и о закрытии электровоза (явка локомотивной бригады по станции Юдино была на 01 час 40 минут). В нарушение приказа МПС России от 5.03.2004 г. № 7 в 13ч. 41 мин. ДСП парка «Т» Данилова Т.В. приготовила маневровый маршрут с 7 пути до маневрового светофора М 225 с запрещающим показанием, находящегося в ведении ДСП парка «Б» для последующего заезда его под состав на 26 путь парка «Б», в 13 ч. 46мин. 04 сек. ДСП парка «Б» Галкина Л.А. приготовила маршрут от светофора М225 до светофора М251. Далее в 13 ч. 47мин. 01 сек. открыла светофор М277 на 26 занятый путь. Одновременно был выполнен набор маршрутов от М251 до светофора М277 и от светофора М229 до светофора М245. Перевод стрелки №225 при свободности рельсовой цепи начался в 13часов 47 минут 01 секунду, в 13часов 47 минут 02 секунды произошло занятие рельсовой цепи 225 СП при запрещающем показании М251, в 13часов 47 минут 03 секунды окончание перевода стрелки №225 в минусовое положение, что подтверждается проведенным анализом архива ДЦ Тракт.
Локомотивная бригада в нарушение пункта 15.24 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ №ЦРБ-756 от 26.05.2000г., пункта 11.24 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ № ЦД-790 от 16.10.2000г., пункта 5.2 распоряжения ОАО «РЖД» от 31.03.2010 г. № 684р не получив команды ДСП парка «Б», не выполнив установленный регламент переговоров, привела локомотив в движение от сигнала М 225. В момент приготовления маневрового маршрута от сигнала М 251 до М 277, локомотивная бригада, не наблюдая за положением остряков стрелки №225 и не обращая внимание на запрещающее показание маневрового сигнала М 251, допустила его проезд. В момент перевода остряков стрелки №225 в минусовое положение произошел удар первой колесной пары локомотива в торец левого остряка с последующим набеганием гребня колеса на острие остряка, что привело при дальнейшем движении локомотива к сходу первой колесной пары первой тележки.
В результате схода локомотив повреждён в объёме технического обслуживания по циклу ТО-3, на стрелочном переводе № 225 повреждена вторая соединительная тяга, клеммные и закладные болты.
Расследованием установлено, что время перевода стрелки №225 составляет 3,24 секунды при нормативе не более 4 секунд согласно «Основных технических указаний по обслуживанию устройств СЦБ» №ЦШЦ-208 от16.10.2000г. При занятой рельсовой цепи 225СП, при замыкании в маршруте стрелка №225 не переводится. Видимость светофора М251 составляет 200 метров. Погодные условия - солнечно, температура воздуха +24°С.
Отдых перед поездкой на дому у локомотивной бригады составил 22 часа 55 минут. Отдых в пункте оборота Юдино составил 7 часов 00 минут. С начала года машинист Балуев А.И. имеет переработку 45 часов сверхурочной работы, помощник машиниста Дюкин М.Т. - 57 часов.
Комиссия пришла к выводу, что причиной проезда запрещающего показания маневрового сигнала М 251 явилось нарушение локомотивной бригадой основных принципов гарантированного обеспечения безопасности движения поездов в локомотивном хозяйстве, изложенных в телеграфном указании №150 от 13.01.2010г., требований пунктов 6.1, 15.15, 15.24 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ №ЦРБ-756 от 26.05.2000г., пункта 11.24 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ № ЦД-790 от 16.10.2000г. в части отвлечения от наблюдения за показаниями сигналов и
положением стрелочных переводов, не убеждения в наличии разрешающего показания маневрового светофора М251, пункта 5.2 распоряжения ОАО «РЖД» от 31.03.2010 г. № 684р в части невыполнения регламента переговоров.
Допущенному событию способствовало невыполнение требований приказа МПС России от 05.03.2004 № 7 дежурной по станции Галкиной Л.А., дежурной по станции Даниловой Т.В., дежурного по депо Левина А.Е. не обеспечивших соблюдение режима работы локомотивной бригады.
В эксплуатационном локомотивном депо Агрыз длительное время (более 3-х месяцев) не укомплектована должность начальника депо, вследствие чего ослаблен контроль за работой командно - инструкторского состава и локомотивных бригад.
Согласно пункта 4 Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.12.2006 № 163, данное событие классифицировать как проезд запрещающего сигнала светофора, по учету и ответственности отнести за эксплуатационным локомотивным депо Агрыз Горьковской дирекции тяги - структурного подразделения дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД».