05.06.2014 в 18 часов 42 минуты на 1618 км 5 пк перегона Решеты - Ревда двухпутного электрифицированного участка Екатеринбург- Сортировочный - Дружинино при следовании по четному неправильному пути по сигналам AЛCН допущено столкновение поезда № 4995, состоящего из тепловозов 2ТЭ116 № 1454АБ приписки эксплуатационного локомотивного депо Егоршино и ТЭМ18ДМ № 542 приписки эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Сортировочный под управлением машиниста-инструктора эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Сортировочный Просенко Е.В. (1982 г.р., в должности машиниста-инструктора с 27.11.2012г., группа профотбора - 1), машиниста Плешкова А.В. (1981 г.р., в должности машиниста с 2013г., без класса квалификации, талон по безопасности движения № 1, группа профотбора - 1) и помощника машиниста Шершнева В.Н. (1962 г.р., в должности помощника машиниста с 2002г, талон по безопасности движения № 1, группа профотбора - 1) при скорости 65 км/ч с хвостовой частью остановившегося на 1616 км 5 пк поезда № 3891 (весом 5873 тонны, 280 осей, 70 вагонов) с электровозом BJI11 № 269АБ-267Б приписки эксплуатационного локомотивного депо Смычка под управлением машиниста эксплуатационного локомотивного депо Свердловск-Сортировочный Шинкарева А.В. и помощника машиниста Бытченко Н.Н.
В результате столкновения поезда № 4995 с грузовым поездом № 3891 в сходе 3 колесная пара первой тележки секции тепловоза 2ТЭ116 № 1454Б, 3 и 4 колесные пары вагона № 63629315.
Вагоны № 63629315 и № 62319900 повреждены до степени исключения. Тепловоз 2ТЭ116 № 1454 АБ поврежден в объеме текущего ремонта ТР-3, тепловоз ТЭМ18ДМ № 542 поврежден в объеме текущего ремонта ТР-1.
Габарит по соседнему пути не нарушен.
Для определения причин столкновения комиссией проанализирован режим ведения поезда, произведена расшифровка записей на скоростемерной ленте, прослушан регламент служебных переговоров, проверено техническое состояние локомотивов, вагонов, пути на подходе к месту и после места столкновения, изучена необходимая техническая документация, проведена проверка работы устройств СЦБ, видимости сигнальных точек встречного направления при движении по неправильному пути, заслушаны объяснения причастных.
Установлено, что двухпутный перегон Ревда - Решеты в соответствие с требованием пункта 21 Приложения 3 к «Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утвержденным приказом Минтранса России от 21.10.2010 г. № 286 оборудован кодовой электронной автоблокировкой.
Тепловоз 2ТЭ116 № 1454АБ, постройка 1989 года Луганский тепловозостроительный завод, КР 29.02.2004 пробег 931790 км, CP 09.03.2013 пробег 80132 км, ТР-1 26.01.2014, ТО-3 12.04.2014 в ТЧР-34 Артемовский, последнее ТО-2 проходил 05.06.2014 в 15 часов 19 минут на ПТОЛ «Восток» сервисного локомотивного депо Свердловск. Оборудован приборами безопасности: АЛСН, ЗСЛ2М, КОН, Л159, Л143, Л168, ЭПК-150, РВ1.1М и эксплуатировался в технически исправном состоянии.
Тепловоз ТЭМ18ДМ № 542 постройки 2011 года Брянский машиностроительный завод ООО «БМЗ», ТР-2 25.12.2013 пробег 17142 км, ТО-3 29.04.2014 пробег 6046 км, ТО-2 05.06.2014 в сервисном локомотивном депо Свердловск. Оборудован приборами безопасности: АЛСН, КПД-ЗПВ, ТСКБМ, КОН и эксплуатировался в технически исправном состоянии.
69- й вагон с головы № 62319900, собственник Россия, станция приписки Белые берега предприятие ОАО «ФГК» Московской ж.д., построен 30.1 1.2006 заводом ОАО НПК «Уралвагонзавод» (условное клеймо 5), ДР 30.09.2012 ВЧДР Комсомольск-на-Амуре Дальневосточная ж.д. (условное клеймо 671), пробег 89977 км, при норме 160000 км.
70- й вагон с головы № 63629315, собственник Россия, станция приписки Овражки предприятие ОАО «ФГК» Московской ж.д., построен 01.09.1986 заводом ОАО «КВСЗ» (условное клеймо 27), КР 31.03.2013 ОАО «ВРК-3» ВЧДР Зима Восточно-Сибирской ж.д. (условное клеймо 650), ТР-1 17.03.2014 ВЧДЭ-12 Входная Западно-Сибирской ж.д. (условное клеймо 4087) по неисправности 540: неисправность запора люка, пробег 74947 км, при норме 160000 км.
Четный путь на 1618 км перегона Ревда - Решеты бесстыковой, на железобетонных шпалах с эпюрой 2000 штук на 1 км, балласт - щебень, рельсы Р-65, скрепления АРС, участок пути кривой (R-500 м, кривая левая по ходу километров). Класс 1, группа В, категория пути 3. Профиль пути - подъем 1,2 %о (на 5пк), 4,4 %о (на 4пк).
Реконструкция железнодорожного пути проведена в мае 2014 года. Температура закрепления рельсовых плетей +33°С.
Установленная скорость движения 90 км/час для пассажирских, 80 км/час для грузовых поездов.
Последний проход вагона-путеизмерителя ПС-075 31.05.2014, 1618 км оценен «отлично» в 10 баллов, на километре имеется 2 отступления 2-ой степени (742 м - П 11/12, 1042 м - У 11/7).
Погодные условия: светло, видимость 3000 м, температура воздуха
о
+20 С, без осадков.
В ходе расследования установлено, что локомотивная бригада в составе машиниста Плешкова А.В. и помощника машиниста Шершнева В.Н. на станции Дружинино явкой на 6 часов 30 минут приняли тепловоз 2ТЭ116 № 1454АБ с целью передислокации на ПТОЛ сервисного локомотивного депо Свердловск для проведения технического обслуживания ТО-2, согласно утвержденного графика, по команде заместителя начальника депо по эксплуатации Колясникова А.С.
После выполнения технического обслуживания ТО-2 локомотивная бригада выехала в нечетный парк отправления станции Екатеринбург- Сортировочный. Машинист-инструктор Просенко Е.В., зная об окончании режима работы у локомотивной бригады, мер к выполнению требований приказа МПС России от 5 марта 2004 г. № 7 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов» не предпринял.
Машинист-инструктор Просенко Е.В. в нарушение требований пункта 5 «Положения о машинисте-инструкторе локомотивных бригад ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 ноября 2007 г. № 2193р приступил к управлению тепловозом, чем превысил свои должностные обязанности.
В 17 часов 38 минут поезд № 4995 под управлением машиниста- инструктора Просенко Е.В. с локомотивной бригадой в составе машиниста Плешкова А.В. и помощника машиниста Шершнева В.Н. отправился до станции Дружинино. Согласно анализа скоростемерной ленты, в пути следования нарушена технология опробования автотормозов, на перегоне Перегон - Решеты допущено превышение установленной скорости движения на 10 км/ч.
В 18 часов 26 минут поезд № 4995 был остановлен у входного сигнала блок-поста 1623 км на перегоне Решеты-Ревда с запрещающим показанием. В 18 часов 33 минуты после открытия входного сигнала «Н», сигнализирующего двумя желтыми огнями, машинист-инструктор Просенко Е.В. повторил переданную по радиосвязи дежурным по блок-посту 1623 км Беловым Э.М. команду на отправление.
После проследования входного сигнала «Н» блок поста на 1623 км 7 пк произошла смена показаний локомотивного светофора с «желтого» на «белый». Проследовав, границу блок-поста со скоростью 43 км/ч, показание локомотивного светофора сменилось с «белого» на «красно-желтое» показание локомотивного светофора. Через 1600 метров на 1620 км 9 пк при скорости 56 км/ч происходит смена показаний локомотивного светофора на «красный». В нарушение требований пункта 4.1.9 инструкции «О порядке пользования автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного типа и устройствами контроля бдительности», утвержденной МПС России от 25 октября 2001 г. № ЦТ-ЦШ-889 машинист-инструктор Просенко Е.В. совместно с машинистом Плешковым А.В. произвели переключение «красного» огня на «белый» огнь локомотивного светофора с дальнейшим проследованием 2500 м при «белом» огне локомотивного светофора и развитием скорости до 77 км/ч. В скальной выемке на 1618 км 6 пк при скорости 75 км/ч в условиях ограниченной видимости в кривом участке пути за 120 м применил экстренное торможение, в 18 часов 42 минуты на 1618 км 5 пк при скорости 65 км/ч произошло столкновение головного тепловоза 2ТЭ116 № 1454АБ с хвостовой частью поезда № 3891.
В нарушение требований пункта 5 «Положения о машинисте- инструкторе локомотивных бригад ОАО «РЖД», утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 20 ноября 2007 г. № 2193р в эксплуатационном локомотивном депо Свердловск-Сортировочный машинисты-инструкторы используются в качестве действующих машинистов. Машинисты-инструкторы перед совершением самостоятельных поездок предрейсовый медицинский осмотр не проходят, по окончанию поездки скоростемерные ленты в отделение по расшифровке не сдают.
Руководителями Свердловской дирекции тяги нарушается порядок назначения в локомотивных депо машинистов-инструкторов: не используются рекомендации лабораторий психофизиологического обеспечения, кандидаты не направляются на обучение на специальных курсах по программе, разработанной с учетом специфики будущей работы. Перед назначением в кадровый резерв машинистов-инструкторов лабораторией психофизиологического обеспечения депо было выдано заключение, что машинист Просенко Е.В. «не рекомендован» к работе в данной должности. Также машинист-инструктор Просенко Е.В. перед назначением на должность не направлялся на специальные курсы по обучению специфики будущей работы. В целом по Свердловской дирекции тяги не прошли психофизиологическое обследование 25% машинистов- инструкторов, кроме того 6 машинистов-инструкторов из прошедших обследование «не рекомендованы», к данной работе.
В локомотивных депо Свердловской дирекции тяги не осуществляется контроль за доставкой и наличием скоростемерных лент и электронных носителей информации, отсутствует система учета нарушений режима труда и отдыха локомотивных бригад, в нарушение требований «Перечня устройств и систем безопасности движения, регистраторов переговоров, применяемых на локомотивах, моторвагонном подвижном составе и специальном самоходном подвижном составе, в зависимости от рода движения и состава локомотивной бригады», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 13 августа 2013 г. № 1754р, в эксплуатационном локомотивном депо Свердловск-Сортировочный допускается работа машинистов без помощника машиниста на тепловозах, не оборудованных дополнительными устройствами безопасности Р984Ин и J1116(у).
Сопутствующими факторами данного события стали нарушения работниками службы движения требований пункта 4.3 «Типового регламента оперативного управления тяговыми ресурсами», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 9 января 2013 г. № 2р в части согласования поездным диспетчером Дружининского участка Васильевым Э.В. отправления данных локомотивов с нарушением режима работы у локомотивной бригады и работниками локомотивного хозяйства пункта 8.11 в части не предоставления подменных локомотивов при передислокации локомотивов, работающих в вывозном и маневровом движении, для проведения плановых видов ремонта и технического обслуживания. Для передислокации локомотивов с линейных станций к месту проведения ремонта специальные локомотивные бригады для перегонки не выделяются, используются бригады передаточного и вывозного движения, подменные локомотивы не предоставляются.
Вышеперечисленные факты привели к увеличению факторов риска возникновения случаев нарушения безопасности движения поездов. Системные нарушения остаются без внимания со стороны руководителей дирекций тяги и управления движением, которые в свою очередь мер по их локализации не принимают.
Комиссия считает, что причиной столкновения поезда № 4995 с вагонами грузового поезда № 3891 явилось нарушение требований пунктов 99, 100 Приложения 6 к «Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утвержденным приказом Минтранса России от 21.10.2010 г. № 286, и пункта 5 Приложения 1, пункта 25 Приложения 20 к «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации», утвержденной приказом Минтранса России от 4 июня 2012 г. № 165, в части отвлечения и не наблюдения за показанием светофоров, не выполнения установленного регламента переговоров между машинистом и помощником машиниста, следование со скоростью, не обеспечивающей своевременную остановку у
запрещающего сигнала и вмешательства в работу исправно действующих устройств безопасности.
В соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 25 декабря 2006 г. № 163 «Об утверждении положения о порядке служебного расследования учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий», с учетом изменений и дополнений согласно требований приказа Минтранса России от 5 ноября 2008 г. № 180, данное транспортное происшествие принять к учету как крушение поездов по ответственности за эксплуатационным локомотивным депо Свердловск- Сортировочный Свердловской дирекции тяги.
http://sd.uploads.ru/Qc1ZJ.jpg
http://sd.uploads.ru/uBNEx.jpg
http://se.uploads.ru/IWtNB.jpg
http://sf.uploads.ru/A5o7I.jpg
http://se.uploads.ru/Dgqsn.jpg
http://se.uploads.ru/cY6Aj.jpg
http://sd.uploads.ru/1jb5I.jpg
http://se.uploads.ru/chuXU.jpg
http://sf.uploads.ru/PBMmp.jpg
http://sf.uploads.ru/noLKd.jpg
http://se.uploads.ru/fn9M6.jpg
http://sf.uploads.ru/zQEVc.jpg
http://sf.uploads.ru/slTa6.jpg
http://se.uploads.ru/KEP8O.jpg
http://sf.uploads.ru/YZ5eD.jpg